Профессиональный стандарт для социальных работников вступил в силу

четверг, 26 февраля 2015, 3:21

С 1 января 2015 года на территории Российской Федерации вступил в действие профессиональный стандарт «Социальный работник», разработанный по поручению Президента РФ Министерством труда и социальной защиты России.

Стандарт - это общероссийская норма профессиональной деятельности, иными словами, узаконенные требования к деятельности профессионала. Стандарты обязательны для использования бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями и организациями с государственным участием.

До недавнего времени стандартов для практической профессиональной деятельности специалиста социальной работы разработано не было. Это привело к заметному разрыву профессионального социального образования и требований к кадрам социальной сферы. Кроме того,  не оправдывались ожидания граждан, обращающихся за помощью в систему социальной защиты населения, и реализуемой практики.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста социальной работы позволил привести многие требования «к общему знаменателю», построить алгоритм профессии. В нем содержится тот профессиональный минимум действий, умений и знаний, который необходим каждому специалисту социальной работы, с какой бы группой населения он ни работал, и к какой бы проблеме ни обращался.

Так, в соответствии с профессиональным стандартом «Социальный работник», вступившим в силу с 1 января 2015 года, выдвигаются следующие требования к образованию и обучению работника: среднее профессиональное образование - программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте. Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

Профессиональный стандарт утверждает умения социального работника, необходимые при предоставлении основных видов социальных услуг получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги, а также необходимые знания, которыми должен обладать социальный работник, в т.ч. знать:

- основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;

- основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующие проведение медико-социальной экспертизы, обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, оказание гражданам социальных услуг, пенсионное обеспечение, предоставление пособий и иных социальных выплат, содействие занятости населения, в том числе инвалидов, получение образования, в том числе инвалидами;

- основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов;

- основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики);

- основы организации и принципы ведения домашнего хозяйства;

- правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;

- основные приемы и методы оказания доврачебной помощи;

- основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.