Светофоры отмечают день рождения

четверг, 7 августа 2014, 2:32

Что произойдет, если все светофоры в городе погаснут? Думается, что хаос. Это устройство так давно и крепко вошло в нашу жизнь, что трудно представить город без него.

Как и у любого значимого прибора в нашей жизни, у дорожного регулятора есть свой день рождения. Международный день светофора отмечают пятого августа, как раз к этой дате мы узнали все о светофорной жизни города Оренбурга.

Зеленая волна возвращается

Вторая жизнь разноцветных

Первое упоминание о дорожном регуляторе, найденное в государственном архиве Оренбургской области — июнь 1935 года, но без указания улиц. А вот в Орске первые автоматические светофоры появились в 1958 году приблизительно 14 августа.

Светофорным хозяйством города тридцать лет назад стала управлять федеральная структура ГУП «Гостранссигнал». Находилась организация в Москве, а здесь был ее участок. Несколько лет назад эта структура стала разваливаться, и администрацией Оренбурга было принято решение о создании управления по организации дорожного движения.

— Первое, что мы сделали — вошли в федеральную целевую программу дорожного движения, городскую целевую программу по безопасности дорожного движения и направили все ресурсы на реконструкцию светофоров. Нам досталось 136 светофорных объекта. Из них 52 были ламповых, — рассказал Сергей Прошин, начальник управления по организации дорожного движения.

По словам Сергея Прошина, ламповый светофор представлял собой сам контроллер, который управляет светофором, блок управления образца 60–70-х годов — выработавший свой ресурс. Они не обеспечивали необходимую работоспособность и часто выходили из строя.

На сегодняшний день в городе 152 светофорных объекта. Были установлены и новые, проведена частичная или полная реконструкция старых. Из 52 ламповых 46 уже реконструированы.

Полностью был реконструирован проспект Победы. За последние полгода появились новые светофоры на перекрестках Ташкентской — Комсомольской, Пушкинской — Бурзянцева, Кобозева — Краснознаменной и пешеходный светофор на улице Салмышской. Еще 18 перекрестков планируется обустроить в этом году. Также пройдет обновление на улицах Чкалова и Гагарина.

Однако при реконструкции не все старые светофоры выбрасывают. Конечно, совсем негодные утилизируют, а остальное оборудование используют на второстепенных перекрестках. Так, например, появился объект на перекрестке Орской — Одесской.

Впервые в этом году после реконструкции Чкалова — Гагарина планируется ввести режим «зеленая волна». В 70–80-х годах использовалась данная система. Но тогда использовались телефонные пары и со временем все пришло в негодность. Центральный пульт был демонтирован, управление исчезло.

Теперь в каждый светофор планируется устанавливать специальный блок, содержащий сим-карту. Он будет давать на центральный пульт всю информацию о работе светофора, что позволит оперативно реагировать на все изменения. Тогда как сейчас управление ориентируется на информацию от водителей, автодиспетчеров, горожан.

Второе преимущество этой системы — специальная программа, которая будет регулировать пропускное время транспорта в зависимости от нагрузок на дороге. Например, утром с семи до девяти часов на проспекте Гагарина основной поток транспорта направляется в центр города, то есть необходимо увеличить пропускное время. А это значит, в данный период светофоры будут работать на «зеленой волне».

Особого разнообразия светофоров нет. На улицах 8 Марта — Володарского использовались плоские светофоры, но они оказались дорогими. На пешеходных секциях установлены современные светофоры с обратным отсчетом времени.

Задержите красный

Когда на пересечении улиц появляется светофор — это не значит, что работа завершена. Если на перекрестке нет дорожного регулятора, это не значит, что за ним не следят.

Как происходит надзор за светофорами, рассказал заместитель начальника отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по Оренбургской области Евгений Гурьев.

— Мы следим за правильностью их работы. Наши сотрудники при оформлении дорожно-транспортного происшествия проводят анализ ситуации на перекрестках. Так, самый опасный перекресток в плане столкновений — это Кобозева — Краснознаменная, где располагается стадион «Динамо». Когда открывалась зеленая фаза светофорного объекта на Кирова — Кобозева, транспорт шел сплошным потоком. В это время на Краснознаменной автомобили скапливались в три ряда и закрывали друг другу обзор. Многие не успевали проскочить и происходило столкновение, — рассказал Евгений Гурьев. — От нас поступило предложение в администрацию — оборудовать перекресток светофором. После того как его установили, количество аварий на пересечении этих улиц сократилось в десятки раз.

По словам Евгения Гурьева, по их рекомендации была введена фаза задержки красного сигнала светофора, когда на перекрестке восстанавливается кратковременное равновесие, определенное красным светом. Сделано это в целях снижения аварий, когда недобросовестные водители пытаются проскочить на мигающий зеленый сигнал.

Когда-то в городе с одиннадцати часов вечера все светофоры переводились в режим ожидания — желтый режим мигания. Но оказалось, что ночная жизнь достаточно активна. Сотрудниками отдела надзора был проведен анализ совершения ДТП в ночное время на перекрестках и сделан вывод — единственный путь к снижению уровня аварийности — включение светофоров в рабочую фазу в ночное время. Сейчас все светофоры города работают в круглосуточном режиме.

Светофоры моют весной и осенью. Мелкий ремонт производят в управлении по организации дорожного движения, крупный — в мастерской Екатеринбурга.

Возникновение рода светофорного

Первый в истории человечества светофор был установлен достаточно давно, еще в декабре далекого 1868 года. Произошло это в столице Великобритании — Лондоне, вблизи здания парламента. Создателем этого светофора стал инженер по имени Джон Пик Найт, ведавший ранее соответствующими устройствами на железнодорожном транспорте — семафорами.

Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой нехитрую конструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом в 45 градусов — перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение.

Основной задачей светофора являлось облегчение перемещения пешеходов через проезжую часть.

Создателем первого светофора, питающегося от электрической сети, стал гражданин США, проживавший в штате Юта, по имени Лестер Вайр, который в 1912 году разработал светофор с двумя сигналами: красного и зеленого цвета. Однако данный проект запатентован не был.

В 1914 году, в Кливленде, одна из американских светофорных компаний установила сразу четыре электрических светофора, сконструированных другим инженером, Джеймсом Хогом. Эти светофоры, помимо того что светили красным и зеленым светом, издавали также еще и звуковые сигналы. Управление системой осуществлялось дежурным полицейским, находящимся в специально построенной вблизи перекрестка стеклянной будке.

Первые же трехцветные светофоры возникли немного позднее, в 1920 году. Появились они практически одновременно на улицах Нью-Йорка, а также в Детройте. Первой европейской страной, где установили светофоры, стала Франция. Именно в Париже в 1922 году жители Западной Европы также присоединились к числу граждан, осуществляющих движение по дорогам, руководствуясь показаниями светофора.

В СССР впервые светофор был установлен в Ленинграде на пересечении Володарского и проспекта 25 Октября (сегодня именуемых соответственно Литейным и Невским проспектами). Случилось это в середине января 1930 года. В Москве первый светофор был установлен почти на год позже, 30 декабря того же 1930 года. В другом источнике сказано, что в России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.

С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

 

 

 

Необычные памятники светофорам были установлены в России в городе Новосибирске (2006 год) и Перми (2010 год). Во втором случае в качестве памятника было решено использовать один из первых светофоров, установленных в Перми. Его разыскали и отремонтировали. В настоящее время светофор находится в рабочем состоянии.

По подсчетам социологов, жители крупных мегаполисов в ожидании зеленого сигнала, разрешающего движение, тратят около шести месяцев своей жизни.

Елена Шкатова